Переменный штрих – приём игры, при котором удары медиатором в сильную долю наносятся сверху, а в слабую – снизу. Казалось бы, зачем это нужно? Вон James Hetfield лупит всегда сверху и круто звучит.
Но попробуйте сыграть даунстроком фразу, где на все сильные доли паузы, а между ними – ноты. Готов поспорить, что и с метрономом у Вас это получится не с первого раза. Что уж говорить о реальных условиях, когда барабанщик стучит по райду триолями, а басист «шагает» по грифу в какую-то неясную степь!
Ритм – одна из причин, по которым следует научиться играть переменным штрихом. Возьмите гитару, поверните струнами к себе и начните размахивать медиатором, как герои мультиков, когда играют. То есть просто ритмично, будто маятник, двигайте рукой. Запустите метроном. На бит рука должна идти вниз, между битами должна успеть вернуться в верхнее положение. Теперь перехватите гитару как положено. Упритесь мизинцем в деку и попробуйте повторить те же движения, только с меньшей амплитудой, задевая первую струну.
А теперь попробуйте выкинуть все удары вниз. То есть медиатор должен проходить мимо струны, не задевая её. Ноты звучат вместе с ударами метронома? Начинаем сначала. Играем восьмыми, потом выкидываем все нечётные. Это сложно.
А теперь о том, зачем это всё надо. Найдите мелодию, в которой самая мелая длительность – восьмая. Запустите руку так, как я описал это в прошлом абзаце. Попробуйте сыграть, не останавливая движения руки. Вполне возможно, что с первого раза это не получится. Либо рука собьётся, либо все ноты вдруг станут восьмыми, либо ещё какая гадость приключится. Но как только мозг попривыкнет к тому, что нужно просто вовремя чуть-чуть приблизить медиатор к струне, всё станет намного проще.
Рука, качаясь как маятник, не позволяет сбиться с темпа. Главное – даже в паузах продолжать молотить воздух. И в качестве бонуса: меняя положение руки, можно получить разные акценты и ощущения триольности.
И напоследок: простенькая песенка, которая так и просится быть сыгранной переменным штрихом.